Основная информация
Музей Карие находится в Стамбуле, в квартале Эдирнекапы, неподалеку от ворот Эдирнекапы и руин Влахернского дворца. Значение слова Кария (Кхора) переводится со старо-греческого языка как ''за поселением''. В литературных источниках сохранились сведения о монастыре, который находился за городскими стенами. Рядом с этим монастырём Лустинианос и построил церковь. Монастырь вошел в черту города только после постройки стен Феодосия. Впрочем, в существующем здании церкви, сооруженном в конце XI века, никаких ранневизантийских следов не сохранилось.
Много раз предпринимались попытки перестроить церковь, а во времена империи Блакхернаи, когда границы дворца расширились, для церкви тоже наступили хорошие времена. В конце 11 века тёща императора Алексиоса I, отреставрировала церковь.
В 1204-1261 г.г., во времена латинского нашествия, церковь пострадала.
Во время правления Андроникоса II (1282-1328 г.г.) значимый человек для своего времени, писатель и поэт Теодорос Метокхитес в 1313 году провел работы по реконструкции церкви и монастыря, были сделаны существенные пристройки на северной, западной и восточной частях сооружения.
Маленькая церковь благодаря ему стала очень обаятельной, но главное: появились ее сокровище — не архитектура, а мозаики и фрески, которыми она была украшена между 1315 и 1321 годами. Карийские мозаика и фрески являются жемчужиной византийского живописного искусства (14 в.). В этих мозаиках и фресках видны такие главные качества живописи, как философская глубина, перспектива и пластическое решение, создающее впечатление живого движения.
Мозаики и фрески не единственное сокровище церкви: в монастыре была собрана одна из лучших библиотек Константинополя.
Сооружение, после взятия Стамбула турками, некоторое время все ещё продолжало служить в качестве церкви. В 1511 году, советник султана Хадым Али паша превратил её в мечеть. Немного спустя он пристроил рядом столовую и школу. Все украшения, которые противоречили исламскому пониманию, были заделаны и закрыты краской.
С 1848 по 1858 г.г. были проведены совместные исследования Американского и Византийского институтов, которым удалось восстановить все рельефы и украшения, которые были в церкви ранее.
На внешней стороне имеются сюжеты, например ''Жизнь Иисуса'', а внутри повествуется о жизни Девы Марии.
Так как внутри церковь много раз перестраивалась, сейчас это практически лабиринт. Но в нем можно легко сориентироваться, главное знать: вход находится с запада, чтобы попасть в собственно храм, увенчанный куполом на высоком световом барабане, необходимо миновать два поперечных вестибюля-притвора: внешний (экзонартекс) и внутренний (нартекс). С южной (правой) стороны к храму примыкает придел-пареклесий. В нефе и нартексах — мозаики, в пареклесии — фрески.
Всю красоту внутри храма стоит осмотреть в той последовательности, как задумал мудрец Метокхитес. В кассе музея или в любой сувенирной лавке города можно купить подробный альбом-путеводитель, в котором указано, где именно размещен тот или иной сюжет.
Монастырь был посвящен Христу и Богоматери, и это двойное посвящение отражено в росписях. Над входом — Богоматерь Влахернская с ангелами. В экзонартексе изображено детство Христа: цикл начинается в северной ячейке («Сон Иосифа») и, сделав круг по часовой стрелке по всему эксонартексу, там же и заканчивается («Христос с Марией и Иосифом на Пасхе в Иерусалиме»). На сводах экзонартекса — чудеса Христовы, а над дверью, ведущей в нартекс, — Христос Вседержитель.
В куполах нартекса можно увидеть медальоны с изображением Вседержителя и Марии с Младенцем, вокруг — предки Христа. На стенах, парусах и сводах, если смотреть по часовой стрелки— жизнь Богородицы. Над входом в неф — сам Феодор Метокхитес в придворном одеянии и невероятном тюрбане склонился перед Христом с моделью храма в руках, слева и справа — апостолы Петр и Павел. Перед этой дверью Феодор, согласно его завещанию, был похоронен в 1332 году. А чуть правее, в соседней ячейке, — знаменитый Деисус: Богоматерь перед Христом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась).
При входе в неф на западной стене, над входом, находится дивной красоты Успение Богоматери. Помимо мозаик заслуживает внимания мраморная облицовка нижней части стен и сохранившиеся местами детали драгоценной каменной резьбы.
Центральный сюжет росписи пареклесия — «Сошествие в ад» в апсиде: Христос выводит из гробов Адама и Еву. Смущенный молодой человек за спиной Евы — ее первенец Каин. Дальше на запад — «Страшный суд», на стенах и сводах — ветхозаветные сюжеты и избранные святые. Выбор сюжетов для росписей придела: это погребальная капелла.